18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Какие требования должны определять органы местного самоуправления в правилах благоустройства, учитывая нормы федерального законодательства об обязанностях содержания прилегающих территорий собственниками зданий, сооружений и других объектов?

23:11 27.08.2024 16+
1762

Отвечает заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства Гусев И.А.

В соответствии с ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать в том числе вопросы содержания территорий общего пользования, элементов благоустройства, уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период, участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий, а также определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

Порядок определения границ территорий, прилегающих к зданию, строению, сооружению, земельному участку установлен Законом Саратовской области от 31.10.2018 № 102-ЗСО.

В подавляющем большинстве правил благоустройства муниципальных образований в соответствии с указанным Законом области от 31.10.2018 № 102-ЗСО определены размеры границ прилегающих территорий.

Проведенный прокуратурой области анализ применения требований законодательных актов о зимнем содержании дорог, тротуаров и прилегающих территорий показал необходимость принятия мер к корректировке муниципальных правил благоустройства в указанной части. При нормативном регулировании вопросов зимней уборки тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек, остановочных пунктов маршрутных транспортных средств и других мест общего пользования органами местного самоуправления в некоторых случаях допускается отступление от федеральных требований к организации такой работы.

Статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено, что дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ).

В соответствии с пунктом 8.5 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), на покрытии тротуаров, служебных проходов мостовых сооружений, пешеходных, велосипедных дорожек и на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств в городах и сельских поселениях не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, выполняемых в сроки по таблице 8.4.

Данной таблицей ГОСТ Р 50597-2017 определены предельные сроки работ по очистке тротуаров, дорожек и других мест общего пользования в городах и сельских поселениях, которые в зависимости от интенсивности движения пешеходов не могут превышать от 1 до 3 часов для рыхлого и талого снега, от 12 до 24 часов – для устранения зимней скользкости. Предусмотрено, что удаление уплотненного снега в весенний период при наступлении среднесуточной положительной температуры воздуха должно быть осуществлено в срок не более одних суток.

Обязательность применения данного ГОСТ Р 50597-2017 при выполнении соответствующих работ подтверждается многочисленными судебными решениями Верховного Суда Российской Федерации: от 22.12.2023 № 29-АД23-4-К1, от 03.10.2023 N 81-АД23-10-К8, от 05.06.2023 № 44-АД23-9-К7 и др.

В отношении жилищного фонда применяются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170. В пп. 3.6.6, 3.6.8, 3.6.9 данных Правил предусмотрено, что периодичность уборки тротуаров принимается органом местного самоуправления в зависимости от интенсивности движения пешеходов по тротуарам (от класса тротуара). Уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости - посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории. Уборку, кроме снегоочистки, которая производится во время снегопадов, следует проводить в режиме, в утренние или вечерние часы.

Проведенный мониторинг показал, что в ряде муниципальных образований области закрепленные в правилах благоустройства требования не согласуются с федеральными нормативами.

Например, в Правилах благоустройства МО «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 25.12.2018 № 45-326, содержатся внутренние противоречия, не позволяющие однозначно установить сроки зимней очистки тротуаров, дворов и иных пешеходных зон. С одной стороны, в абз. 5,6 п. 4.3.6 Правил сделаны отсылочные нормы на ГОСТ и Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. С другой стороны, в абз. 1, 3 п. 4.3.6 Правил закреплены иные сроки работ: указано, что обработку противогололедными материалами необходимо начинать немедленно с начала снегопада или появления гололеда. Тротуары, дворы, иные пешеходные зоны должны быть очищены от снега и наледи до твердого покрытия. Время на очистку и обработку не должно превышать 12 часов после окончания снегопада.

В п. 5.4 Правил благоустройства территории муниципального образования город Энгельс, утвержденных решением Энгельсского городского Совета депутатов от 25.10.2017 № 467/01, определено, что все тротуары, дворы, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных, рыночные площади и другие участки с асфальтовым покрытием очищаются от снега и обледенелого наката под скребок и посыпаются песком до 8 часов утра.

В п. 5.7 Правил благоустройства на территории муниципального образования город Хвалынск (решение Совета МО г. Хвалынск от 29.04.2022 № 54) установлено, что ежедневная уборка улиц и тротуаров в осенне-зимний период и обработка противогололедными средствами должны производится в течение дня. При этом в пп. 5.3.1, 5.4.2 тех же правил определены иные сроки зимней очистки.

Аналогичные недостатки нормативного регулирования имеются в правилах благоустройства муниципальных образований Самойловского, Пугачевского, Духовницкого и других районов области.

Городскими и районными прокурорами по поручению прокуратуры области организована работа по корректировке муниципальных нормативных правовых актов для обеспечения законности правового пространства.

Таким образом, органы местного самоуправления вправе регламентировать в правилах благоустройства требования к зимнему содержанию мест общего пользования, в том числе прилегающих территорий, при этом целесообразно провести анализ и обеспечить корректировку правил в целях приведения в соответствие с перечисленными положениями федерального законодательства.

Последние новости
2025-12-24
18+
В заседании антитеррористической комиссии в муниципальном образовании «Город Саратов» 24 декабря 2025 года принял участие сотрудник аппарата антитеррористической комиссии в Саратовской области

В ходе совещания были рассмотрены вопросы о мерах по обеспечению безопасности в период проведения на территории муниципального образования «Город Саратов» новогодних и рождественских праздничных мероприятий, об исполнении Плана реализации на территории Саратовской области мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024-2028 годы, а также о подведении итогов работы антитеррористической комиссии в муниципальном образовании «Город Саратов» за 2025 год и выполнению основных задач по приоритетным направлениям деятельности комиссии.


По результатам заседания выработаны консолидированные решения по обозначенным вопросам, руководителям структурных подразделений администрации муниципального образования «Город Саратов», территориальных подразделений силовых ведомств даны соответствующие поручения.



Аппарат АТК в Саратовской области

619